Рассказ об истории нашего музея правильно начать с даты его официального открытия.
Официальное открытие музея с присвоением звания «Школьный музей» и выдачей паспорта состоялось 28 декабря 1988 года.
К деятельности музея того времени как нельзя лучше подходит высказывание И.М. Косова:
«Детский музей с самого начала появления служил пространством для игр и работы, для общения, обмена идеями, для творчества и экспериментирования».
Основателем музея является ветеран Великой Отечественной войны, Кузнецова Валентина Григорьевна.
|
Валентина Григорьевна, участник, инвалид Великой отечественной войны, родилась в г. Миассе в семье рабочего коммуниста Григория Терентьевича Максимова. Мать была домохозяйкой, умерла рано. Отец женился на другой женщине. Детей в семье было 8 человек. Детство было трудное. После окончания семилетней школы Валентина поступила в ремесленное училище №10 г. Миасса, закончив его, работала на автозаводе. Когда началась война, Валентина Григорьевна днём работала, а вечером училась на курсах медсестёр. В 1942 г. пошла добровольцем на фронт, была зачислена сан. Инструктором в отдельную мотострелковую дивизию. В сентябре 1943г., в бою за г. Брянск, получила ранение, лежала в госпитале. После выздоровления была направлена в роту автоматчиков 29-й шести Орденоносной Унечской бригады, где прослужила до окончания войны. |
После окончания войны, вернувшись, домой, у Валентины Григорьевны появилась мечта, создать музей, посвящённый героическим людям, воевавшим в Добровольческом танковом корпусе, своим товарищам-сослуживцам. Десять лет Валентина Григорьевна собирала материал об Уральском добровольческом танковом корпусе, с годами накапливался материал, велась большая переписка с однополчанами, организовывались встречи, с ветеранами - сослуживцами.
Шли годы, и, к сожалению, в мирное время для нашей страны наши воины продолжали погибать в локальных, военных конфликтах. В память о них параллельно началась работа по сбору материала об участниках военных боевых действий в Афганистане.
Изменилось и название музея, который стал именоваться:
Музей «Боевой славы – 2-х поколений»
В ноябре 2000 года, Валентины Григорьевны не стало, и Музею было присвоено её имя, и он стал называться:
Музей «Боевой славы – 2-х поколений» имени В.Г. Кузнецовой.
Музей с честью и гордостью носит имя, ветерана Великой Отечественной Войны, Валентины Григорьевны Кузнецовой и достойно продолжает дело начатое ей.
В январе 1998 года в музей приходит работать педагог дополнительного образования Карпенко любовь Николаевна, музей получает новое дыхание.
|
Карпенко Любовь Николаевна.
Руководитель музея с 1998 года.
Педагог дополнительного образования – высшей категории
Моё педагогическое кредо:
«Стремление увлечь детей музейным рассказом, сделать их почти «Экскурсоводами», а главное, чтобы каждый ребёнок, пришедший в музей, почувствовал внимание, заботу, уважение к себе, и прежде всего, ему должно быть интересно» |
В 2002году – началась перестройка всего музея. Произвели большой ремонт помещения, появилась новая мебель, новые экспонаты, обновлены все стенды и витрины, проведена большая работа: подробная опись музейных фондов, составлен подробный каталог экспонатов, созданы новые экспозиции.
В 2005-2006 учебном году создан уголок основателю музея Кузнецовой В.Г.
Для работы в музее активно привлекаются учащиеся школы №16.
Работа с детьми и подростками строится на научных принципах, предусматривает включение в «музейную работу» всего контингента учащихся, начиная с дошкольного возраста. Методика содержания, работы с каждой возрастной группой учащихся отвечает современным достижениям педагогики, психологии, музееведения, общественных и профильных наук.
Параллельно с занятиями проводится большая работа по оформлению новых экспозиций, витрин, стендов.
Заходя в музей, словно окунаешься в события времён Великой Отечественной войны. В музее хранятся боевые орудия, гранаты, патроны, солдатские письма, ордена и медали, а также множество фотографий участников Уральского добровольческого танкового корпуса.
Главная экспозиция музея, созданная в 2007-2008 учебном году, посвящена Уральскому добровольческому танковому корпусу и состоит из 6 разделов. На стенде-панораме изображены некоторые важнейшие этапы Великой Отечественной войны. В центре стенда, на голубом фоне, помещена карта, боевого пути Уральского добровольческого танкового корпуса. В верхней части стенда ордена, полученные за отвагу и мужество проявленные в боях, героями добровольцами. Каждый из шести орденов – это свидетельство высокой награды за особо выдающиеся заслуги перед Советским государством. Оформление и содержание экспозиции вводит в обстановку той жестокой Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., и рассказывает о боевых действиях легендарного 10-го Уральско-Львовского Добровольческого Краснознамённого орденов Суворова и Кутузова танкового корпуса.
Для создания стенда – панорамы были использованы архивные документы школьного музея.
В 2011 – 2012 учебном году – к 25 летию юбилея школы №16 создана галерея по истории музея Боевой Славы 2-х поколений»
Роль школьного музея заключается в усвоении школьниками исторического материала, изучаемого на уроках истории, обществознания и литературы. Работа в музее формирует в детях нравственность, гражданственность, чувства долга, патриотизм, помогает, воспитывает чувство уважения к старшему поколению, любовь к Родине. Формирует у детей лучшие человеческие качества - духовность, порядочность, совестливость, ответственность и милосердие. Архивы музея хранят память о подвигах (трудовых и боевых) отцов, дедов и братьев – участников В.О. Афганской и Чеченской войн.
Цель музея Боевой Славы двух поколений имени Кузнецовой В.Г. – в создании условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Традиционные и инновационные формы работы
Музей является многофункциональным и работает по пяти направлениям деятельности: существует совет музея, который выполняет организаторские, обучающие, воспитательные функции и состоит из председателя совета музея и ответственных по направлениям работы;
«Учет фондов», «Отдел переписки», Отряд «Поиск», «Экскурсоводы», «Милосердие».
Все направления, тесно интегрированные между собой, включают в себя следующие виды деятельности:
- научно-исследовательская деятельность
- поисково-исследовательская деятельность
- духовно-нравственная деятельность
- учебная деятельность
|